Событий, которые довелось пережить этому человеку, хватило бы не на одну жизнь. У Лейзера Миллера она получилась долгая – целый век. Вчера ему исполнилось 100 лет. Редко кому выпадает удача прожить столько, к тому же остаться при памяти, не только помнить в деталях прошлое, но и рассказывать об этом.
Конечно, здоровье немного подвело ветерана. Ещё два года назад он мог самостоятельно передвигаться по Кармиэльскому бейт-авот, где живет уже четыре года. Война, тяжёлые ранения, жизненные передряги – все это сказалось на здоровье, хотя и в свои сто Лейзер бодрится и не хочет казаться немощным.
Его жизнь похожа на тысячи других. Он мог стать классным портным, как его отец, который с детства посвящал сына в премудрости своего дела. Это давало заработок в Румынии, где Лейзер три года учился портняжному делу, а затем работал по специальности. В Кишинёв он вернулся перед войной уже вполне сформировавшимся юношей.
В первые недели войны Лейзер был призван в Красную Армию. Как и миллионам других солдат, в первые месяцы войны ему пришлось отступать под натиском гитлеровских войск, дошел до самого Николаева. Здесь Лейзер получил тяжелое ранение – в левую ногу и правую руку. Сельская школа, куда привезли раненых, подверглась сокрушительной бомбежке. Здесь его жизнь могла бы и закончиться, если бы офицер не приказал солдатам доставить тяжелораненого бойца к санитарному поезду, который привез его в ближайший госпиталь.
Лечился Л.Миллер долго, почти полгода. Таким, опирающимся на палочку, его послали в Ташкент на курсы военруков: надо было готовить для фронта пополнение из молодых узбеков. Был прикомандирован к колхозу Чиназ. Оттуда он разъезжал по республике, сначала собирая по аулам и пастбищам подлежащих мобилизации местных жителей, а затем обучая их азам военного дела. Лейзер вспоминает, что это было не менее трудно, чем на фронте.
День Победы он встретил в Белоруссии. А перед этим его с другими бойцами готовили для отправки в Иран, но вовремя заменили на более здоровых солдат.
Победа была настолько долгожданной и невообразимо далёкой, что сначала Лейзер даже не поверил, что наконец-то наступил мир, больше не будет сирен воздушной тревоги, бомбёжек, смерти, поджидающей на каждом шагу.
Когда Л.Миллер возвратился домой, в Кишинёв, оказалось, что отцовский дом разрушен, родители в гетто расстреляны. Удалось найти тетю и двоюродную сестру, которым удалось выжить при немцах.
Он порадовался, что когда жил в Бухаресте, ещё до войны, провожал уезжающую в Палестину тётю Софу с двумя племянниками-подростками. Они остались живы. Прожив в Израиле два года, Лейзер нашёл своих племянников: одного – в Реховете, а другого - в …Париже. Даже гостил у Владимира, ставшего во Франции художником…
…В 1947 году Лейзер встретил свою будущую жену Марию, вместе они прожили 48 лет. В 1991 году с семьёй сына Олега и парализованной женой он приехал в Израиль. Сначала жил в Бат-Яме, а затем в Ашдоде. Здесь, в хостеле фронтовик пользовался всеобщей любовью, активно участвовал во всех встречах, вечерах. Вспомнив о своей изначальной профессии, он даже пошил для хора хостеля костюмы.
И в Кармиэльском бейт-авоте Лейзер тоже старался помочь обслуживающему персоналу, чинил одежду, смастерил всем поварам фартуки. Такой это человек – неуспокоенный и неугомонный даже в свои весьма преклонные годы. Он вполне доволен жизнью, своим сыном Олегом, который вместе с женой Светланой часто его навещает. Радуется, что выросли два замечательных правнука: Игаль живёт в Канаде, а Илана окончила Пенсильванский университет, владеет шестью языками, занимается интересной работой.
Вот за такую жизнь, будущее своих детей, внуков и правнуков и воевал Лейзер Миллер, инвалид Второй Мировой войны – борец с нацизмом. Как истинному еврею пожелаем ему – до 120!
Галина Каширина
Фото автора и из семейного архива