26 апреля 1986 года. В этот день жизнь огромной страны разделилась на «до» и «после»...
Весна, майские демонстрации, флаги, песни, цветущие яблони...
А там, в Чернобыле — черная смерть уже начала собирать свой страшный урожай. Вот тогда люди маленького города Припять вспомнили уже почти забытое слово — эвакуация. Горе, страх, безысходность и холодящая душу неизвестность: «Что случилось?
Как!? Почему!?» В те страшные дни они первыми встали на пути атомного огня, вырвавшегося из повреждённого четвёртого блока ЧАЭС... Их было двадцать восемь, принявших адский огонь на себя. Это был пожарный караул молодого лейтенанта Владимира Правика, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза, последними словами которого были: «Уходите, ребята! Спасайте людей! Я все сделаю сам! Я уже не жилец... прощайте»... А героический караул продолжал сражаться со смертью, пытаясь укротить смертоносный огонь.
Той весной в обиходе появилось слово «ликвидаторы». В общем-то, обычные люди, живущие с нами по соседству, знакомые, друзья, родственники — люди, которые вдруг как-то по-новому стали понимать слово долг, которое и стало синонимом слову ликвидатор... Ликвидатор аварии на ЧАЭС. Они ведь также, как и мы не понимали до конца значения словосочетания радиоактивное заражение, и, конечно же, не представляли себе масштабов катастрофы, но была повестка или вызов и, как поётся в песне: «Были сборы недолги»... Эти люди, которых назвали ликвидаторами, просто честно выполняли свой долг, добросовестно делали порученную им работу, даже не подозревая, что они— герои, что сейчас и здесь они спасают Мир от гибели в атомном аду...
Я стою на пороге кармиэльского «Музея героизма еврейского народа», в котором сегодня очень серьезное мероприятие, посвящённое ликвидаторам аварии на ЧАЭС.
Гостеприимные хозяйки сегодняшнего вечера— и.о. председателя «Совета ветеранов ВМВ» Кармиэля Этя Свердлова и секретарь комитета Белла Каплан встречают гостей. Празднично накрыты столы, гости радостно приветствуют друг друга и рассаживаются
по местам. Рядом со мной стоят два человека и о чем-то живо беседуют... Знакомьтесь: координатор «Совета ликвидаторов аварии на ЧАЭС Северного округа Израиля» Олег Кузьменко и председатель «Союза ликвидаторов аварии на ЧАЭС» Кармиэля Фридрих Фиш. — Сегодняшнее мероприятие организовано по инициативе Все- израильской организации ликвидаторов аварии на ЧАЭС, - говорит Олег. — В октябре 2021 года в Кармиэле прошло воссоединение ликвидаторов аварии на ЧАЭС и ветеранов Второй мировой войны в одну организацию— «Совет ветеранов» по всему Северному округу.
К собравшимся обратилась заместитель мэра Алиса Дрикер Ман. Она поблагодарила этих смелых и мужественных людей за их самоотверженный труд, за то, что они, рискуя собственным здоровьем, а иногда и жизнью спасали тысячи жизней от страшной ядерной катастрофы.
А потом было награждение. Ликвидаторы, герои, а, в общем-то, обычные кармиэльцы, подходили к столу и получали свои заслуженные награды — почётные грамоты и памятные медали Всеизраильской организации ликвидаторов. Этя Свердлова, как представитель «Совета ветеранов» нашего города преподносила им красные гвоздики — цветы победы. Победы жизни над смертью.
В этот вечер наших ликвидаторов не обделила своим вниманием и председатель «Совета ветеранов Северного округа» Тамила Фишлин. Эта мужественная женщина знает слово «ликвидатор» не понаслышке. Будучи заместителем директора школы, она принимала непосредственное участие в эвакуации детей, их размещении в безопасных районах, в организации их питания и быта. Тамила сказала много добрых слов в адрес «Совета ветеранов» Кармиэля, рассказала о мероприятиях, посвящённых 35-летию аварии на ЧАЭС, прошедших в Кармиэле, на которых присутствовали представители всего Северного округа, о вручении медалей и памятных подарков. А главным событием для ликвидаторов аварии на ЧАЭС тогда стало объединение с «Советом ветеранов ВМВ».
Листаю альбом, материалы которого посвящены событиям той весны 1986 года, тем людям, которые были там, в Припяти, на самой ЧАЭС и спасали, спасали, спасали... С фотографий смотрят на меня самые обычные люди, которые, и я в этом уверен, никогда не считали себя героями... Они просто делали свою работу: кто-то эвакуировал людей, кто-то спасал особо ценное оборудование, кто-то работал непосредственно на самой станции и очищал её территорию от «грязного» оборудования, кто-то оказывал необходимую медицинскую помощь. Многие из них могут очень подробно рассказать, что же такое чернобыльский «саркофаг»... Нам с вами даже перевод этого слова с древнегреческого, означающий — «плоть поедающий», вселяет ужас и страх, а они, ликвидаторы, просто работали!
А ещё почти на каждой странице альбома, рассказывающей об обычном человеке, который просто честно выполнил свой долг, я читал: «Получил дозу радиоактивного облучения...» Как-то статистически буднично... Но очень, очень страшно...
За столом оживлённая беседа, воспоминания, улыбки. На импровизированную сцену выходит Валерий Блейхер. Для сегодняшних гостей «Музея героизма еврейского народа» в его исполнении звучат песни и романсы. Под крики «браво» и «бис» он поёт снова и снова.
Потом общее фото на память. Бывшие ликвидаторы улыбаются, и, не мигая, смотрят в объектив, хотя почему бывшие? Бывших героев не бывает!.. Не дай Бог повторится!.. Но если!?... Каждый из них просто соберёт «тревожный чемоданчик», молча посмотрит на свой дом и пойдёт Пойдёт снова спасать мир, ликвидировать беду... Он— ликвидатор...
В.Мац