Знать подлинную правду о бесчинствах
Фашистов во время войны, довести эту
правду до нашей молодёжи – долг и
обязанность каждого, кто пережил Холокост.
Воспоминания свидетельства узников гетто –
часть этой правды.
22 июня 1941г был жарким воскресным днём.
Солнце согревало остывшую за ночь землю в надежде принять отдыхающих выходного дня. Но случилось невозможное. Вместе с солнечной жарой температура воздуха поднялась до самого высокого уровня от разрывов вражеских бомб и осколочных фугасов, сбрасываемых фашистскими стервятниками на мирные города. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии.
В большом зале нашего хостеля Цур Шалома города Бялик собрались ветераны и инвалиды войны, труженики тыла, люди пережившие Холокост, а также узники гетто и жители блокадного города- Героя Ленинграда. Всех этих людей обожгло пламя кровавой войны, развязанной фашистской Германией. Всех присутствующих объединила память о прошедшей войне, их мучила душевная боль о бесчинствах и издевательствах нацистов над еврейским народом, безнаказанно творимых ими в лагерях смерти, в гетто, а также незабываемые годы изнурительной трудовой деятельности в глубоком тылу и в осажденном Ленинграде. Люди одного поколения, одной судьбы – сыны и дочери еврейского народа решили рассказать всю правду подрастающему поколению о вкладе нашего народа в разгром гитлеровской Германии, о героизме воинов- евреев в достижении Великой Победы во ВМВ. Выступивший Игорь Беккер сказал: « Память о Второй мировой — Великой Отечественной войне ее страшные образы, трагическое дыхание времени навсегда запечатлены в воспоминаниях непосредственных участников этой кровопролитной войны…..
В завершение И. Беккер сказал: «Каждый народ на протяжении своей многовековой истории не только приобщается к общечеловеческим идеалам, но и вырабатывает свой чисто национальный характер, формирует свою память, в которой находит отражение его национальная судьба. Важный этап судьбы еврейского народа отразился в биографиях людей, прошедших незабываемые испытания в боевых сражениях, в лагерях смерти, в гетто, в блокадные дни Ленинграда. Мы хотим, чтобы наша молодёжь знала правду о войне, о проявленном героизме нашего народа на поле боя и на трудовом фронте.
В армиях стран антигитлеровской коалиции против нацизма сражался 1 миллион 500тысяч воинов- евреев, а в рядах Красной Армии было 504.000 сынов и дочерей еврейского народа, совершивших героический подвиг. Так — 172 воина- еврея стали Героями Советского Союза, 6 прославленных сына стали дважды героями, а 176.000 — были удостоены высоких Правительственных наград. Летопись героических подвигов воинов- евреев дополнили 17 бесстрашных бойцов, став полными Кавалерами Ордена солдатской Славы всех трех степеней, а 212 были удостоены этой высокой воинской награды дважды. Среди награждённых орденом солдатской славы стал воин- еврей Авраам Гринзайд, ныне председатель Союза ветеранов Второй Мировой Войны — борцов против нацизма. Именно об этих людях и рассказывают наши музеи, мини- музеи, комнаты боевой и трудовой славы.
В своей работе мы ценим выступления каждого, кто пережил ужасы ВМВ, и дожил до радостного дня Великой Победы над нацизмом, и сумел вернуться на своею историческую Родину – Эрец Исраэл.
Илья Эренбург в своём дневнике 16 ноября 1943г записал, что, отступая, фашисты убивают людей – женщин, подростков, стариков… Ко всей крови, пролитой ими прежде, прибавляется новая. Огромные области опустели, как лес осенью. Гитлеровцы убивали всех евреев. Они брали грудных детей и ударяли их головой о дерево или о столб. Они закапывали полуживых….
И. Эренбург приводит пример из одного рассказа. Он беседовал с жителем Украины Чепуренко, который поведал ему такой случай. Немцы заставили его засыпать могилу, из которой поднялся ездовой Рудерман с глазами, налитыми кровью, и закричал: « Добей!». « Во всей Украине, - пишет далее Илья Эренбург, — очищенной от немцев, не осталось больше одной сотни евреев, которые прятались в лесах. ЭТО УБИЙСТВО НАРОДА».
Давайте послушаем, что рассказала Фейга \ Броня \ Мительман, бывшая узница гетто, приглушенным, усталым голосом: « Да, горечь смягчать надо, но пережитое нами в гетто необходимо вспоминать, чтобы рассказать нашей молодежи». Фейга отлично помнит свое детство, отрочество и юность. До немецкой оккупации Украины семья жила в Капайгороде Барского района Виницкой области. Отец, Зализняк Герш Янкелевич, работал скорняком, был мастером – золотые руки. Он шил тулупы, кожанки и специальную тёплую и мягкую обувь. Профессия скорняка была уважаемой в Капайгороде. Мать Зализняк Маня Симховна, занималась воспитанием шестерых детей, четырёх мальчиков и двух девочек. Отец старался передать свои знания и умения мастера- скорняка своим сыновьям Яше, Исааку, Давиду, а Аврум решил стать агрономом и поступил в сельскохозяйственный техникум, который успешно закончил и получил диплом агронома. Отец Герш Янкелевич ушел в мир иной, когда ему было всего 47 лет, \ да будет благословенна его имя \, и сыновья, переняв опыт отца, продолжили его дело и стали опорой для всей семьи. До начала войны Фейга закончила неполную среднюю Капайгородскую семилетнюю школу. Мама Маня, планировала, несмотря на трудности в семейной жизни, послать Фейгу на учёбу в Винницу для поступления в техникум связи. Но внезапно начавшаяся война и быстрое продвижение фашистских войск не дали возможности осуществить этот мирный семейный план. Фашисты захватили город, а всех евреев тут же согнали в созданное ими гетто, которое огородили, установили охрану из числа националистов и солдат с обученными специальными собаками. Евреи, загнанные в гетто, не имели права выхода за его пределы. Охрана жестоко расправлялась с теми, кто пытался приблизиться к заграждению. Они открывали огонь без предупреждения.
Группа смельчаков решила бросить вызов фашистам и положить конец их произволу и издевательствам. Они без всякого оружия на виду охраны направились к воротам, которые также были ограждены колючей проволокой, с тем, чтобы вырваться из этого ада, рассказать людям, где находятся евреи Капайгорода. Их было 15 смельчаков, но их героические действия и стремление выйти на свободу были прерваны фашистским пулемётным огнём. Все 15 смельчаков, положивших начало борьбе евреев в замкнутом фашистском гетто, были безжалостно расстреляны. Об их героическом подвиге жители Капайгорода узнали из уст сбежавших и дождавшихся освобождения Красной армией узников гетто. Рассказы о бесчинствах творимых фашистами, о создании ими гетто и лагерей смерти стали проникать в Германию, Австрию, что вызвало некоторое беспокойство нацистов. Стремясь скрыть преступления перед лицом мировой общественности, Мартину Борману, одному из идеологов еврейского геноцида, пришлось отрицать появившиеся слухи и выступить со лживым сообщением, где идеологический палач говорил немецкому народу, что проведённое расследование показало, что слухи эти сильно преувеличены и искажены солдатами восточной армии, которые были случайными свидетелями выполняемых группой солдат акций. А вот, что сообщали солдаты и офицеры в своих письмах домой о таких акциях. В письме любимой жене Вальтер Митнер – сержант, служивший в одном из таких отрядов, пишет: « Это было 5 октября 1941г… расскажу тебе, как позавчера я весь день принимал участие в массовых расстрелах людей… Когда я сделал первый выстрел, рука дрожала, но вскоре я успокоился и уверенно стрелял в женщин, и младенцев… Младенцев побрасывали в воздух, и мы успевали убить их еще до того, как они падали в ямы… Так много крови, грязи, мозгов и мяса я не видел никогда в жизни!.. Мне нельзя писать слишком много…». А вот 27 октября 1941г Вальтер признается, что не может продолжать писать. Он очень устал. За ужином он узнал, что в округе, где он служит, убили 27.000 евреев, а в Киеве, добавил сосед, сидящий рядом с Вальтером за ужином, убили 120.000 евреев.
ВОТ ОНА! ИСТИННАЯ ПРАВДА — О ЗВЕРСТВАХ ТВОРИМЫХ ФАШИСТАМИ, ОБ УБИЙСТВЕ НАШИХ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ, БРАТЬЕВ И СЕСТЕР, КОТОРЫЕ НЕ УСПЕЛИ ЭВАКУИРОВАТЬСЯ В ТЫЛ СРАЖАЮЩЕЙСЯ СТРАНЫ.
Об этом должна знать наша молодёжь. В Капайгородском лесу, куда поместили евреев, практически не было никаких строений, чудом там сохранился длинный полуразрушенный барачный дом, где ранее содержались до отправки в ссылку «враги народа». В этот гнилой, забытый людьми барак загнали людей, а остальные размещались вокруг него под открытым небом. Официально нас не кормили, еда наша была все то, что растёт в лесу, но тех, кого брали на различные работы, кормили один раз в день. Они обслуживали немцев, стирали белье, чистили обувь, чинили одежду и подметали улицы - все это делалось под строгим контролем охранников. Мы выжили благодаря тому, что мои братья были скорняками, они шили для немцев всякую одежду из кожи, за это получали небольшую еду в виде куска хлеба и немного овощей. « Помню такой случай, — с горечью говорит Фейга. – Пришел начальник гетто и заказал себе тулуп, все старались удовлетворить этого изверга, получить от него право выхода за пределы гетто. Даже дядя наш решил помочь старшему брату Яше в пошиве этого тулупа. Но случилось то, что должно было случиться. Дядя просто сказал, что за такой пошив когда- то он бы получил… А дальше немец произнес: « Получишь, обязательно получишь». И знаком подозвал стоящего в стороне солдата. « Дать э тому еврею 20 шомполов… с правом выхода в деревню два раза в неделю». Тут же, на глазах у нас, фашист стал наносить ему удары. После чего облили его холодной водой, забрали заказ и ушли. Вся спина у дяди была исполосована кровоподтёками от ударов шомполом. Чудом наш дядя выжил. В один из дней солдат принёс долгожданный пропуск на право посетить деревни. И, именно, этот случай заставил моего старшего брата Яшу решиться на побег, используя выданный дяде пропуск. Ему это удалось. Мы отправились в дальнюю деревню. Там местное население знало нашу семью, и оказало нам помощь, спрятав нас от немцев и полицаев. Так по очереди, переводили нас от соседа к соседу, из подвала на чердак, с чердака в заброшенный сарай.
Скрываясь от фашистов и полицаев, мы дождались освобождения Украины от извергов и палачей. После освобождения мои братья стали солдатами Красной армии, ушли сражаться против фашизма. Яша с боями дошел до Берлина, стал сержантом – командиром пулеметного отделении, был награжден боевыми медалями и орденом, а Давид пал смертью храбрых в боях против нацизма. Аврум, пропал без вести».
Тяжело дыша Фейга склонила свою седую голову и тихо сказала, чтобы наши дети, внуки и правнуки не пережили то, что нам пришлось пережить. Вытерев появившиеся слезы, тихо села. Сидящий рядом узник Гетто Яков подал ей воду и тихо сказал: « Выпей, успокойся — мы живем в своей стране».
Обратимся еще раз к Илье Эренбургу к его словам, завершим рассказ о зверствах и бесчинствах фашистов, о которых Фейга не может спокойно, без слез и глубоких переживаний рассказать о своих тяжелых и горьких воспоминаниях. Илья Эренбург пишет, что возле Минска есть странное место – Большой Тростинец. Там гитлеровцы сожгли трупы свыше 100.000 человек, которые были удушены в специальных машинах.
КАК ЭТО БЫЛО?
Евреев привозили в душегубках - \ фашисты называли эти машины сокращенно « ге — ваген» \. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ИЗВЕРГИ УСОВЕРШЕНСТВОВАЛИ ПРОЦЕСС УНИЧТОЖЕНИЯ ЕВРЕЕВ И НАЗВАЛИ ЭТУ МАШИНУ СМЕРТИ « ГЕ – КНИПВАГЕН», КУЗОВ КОТОРОЙ ДЛЯ БЫСТРОТЫ ОПРОКИДЫВАЛСЯ, ТРУПЫ УДУШЕННЫХ ЛЮДЕЙ ВЫБРАСЫВАЛИ, А ЧТОБЫ СКРЫТЬ ЭТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПАЛАЧИ В Большом Тростнике сжигали их. Убегая, под натиском наступления Красной армии, они убили последнюю партию, облили бензином и стали сжигать, но спеша, не дожгли. « Я видел полу обугленные тела – голову девочки, женское тело и сотни, сотни трупов, сложенных, как дрова… Я много видел в жизни, но не скрою: я не мог шелохнуться от горя и гнева». \ эту запись Илья Эренбург сделал 18 июля 1944г \.
ВОТ ЭТУ ПРАВДУ НЕОБХОДИМО ДОВОДИТЬ ДО СОЗНАНИЯ КАЖДОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА, ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ В НИХ СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО В БОРЬБЕ ПРОТИВ ВРАГОВ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТСЯ. МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТЫВАТЬ ВЕРНОСТЬ ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ.
Наша молодежь должна стать такими патриотами своей страны, как были ветераны войны преданы своей стране Союзу ССР и защищали ее, как свою родную мать. Сегодня у нас есть своя Родина, которую мы должны защищать от происков всяких террористических формирования, для этого надо рассказывать нашим будущим защитникам, как сражались воины – евреи против нацизма, какой ценой досталась нам Великая Победа и воссоздание Государства Израиль.
УШЛА ФЕЙГА В МИР ИНОЙ. \ ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ ЕЕ \. МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДИМ ЕЕ, СОХРАНИМ ПАМЯТЬ О НЕЙ В НАШИХ СЕРДЦАХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЛАХ.
Игорь Беккер Ветеран Вооружённых Сил Председатель Объединение выживших в Холокосте
Дважды лауреат конкурса имени Ицхака Зандмана и Авраама Коэна
Почетный гражданин города Бялик Человек года 2018.